13-04-2020
Харьковская область занимает одно из последних мест в Украине по созданию объединений совладельцев многоквартирного дома (ОСМД).
Об этом сообщила член Национального совета по вопросам создания и функционирования ОСМД при Кабинете министров Украины, руководитель харьковского ОСМД «Альма-центр» Юлия Самойлова.
«Махновщина» vs крепостное право
— Юлия Юрьевна, в 2016—2017 годах, после изменений в законодательстве, обязывающих собственников выбрать форму управления своими многоквартирными домами, жители многих домов в Харькове пытались создать ОСМД. Но на собрания в такие дома нередко приходили «засланные казачки», которые рассказывали, как плохо содержать дома через ОСМД: мол, они это узнали на собственном опыте. В итоге множество таких инициатив не были реализованы. Какая ситуация с созданием ОСМД сейчас?
— Действительно, множество полезных начинаний по самоорганизации многоквартирных домов не достигли своей цели — как по причине неопытности жителей, так и из-за нежелания местных властей расстаться с многоквартирным жилым фондом, который на самом деле давно уже не является коммунальной собственностью. Из-за этого в таких домах невозможно проводить ремонты и мероприятия по энергосбережению, которые бы давали ощутимый эффект. Ведь своих денег у собственников на это не хватает, а бюджетную помощь законодательство теперь позволяет оказывать только организованным домам — ОСМД, и то после предварительного проведения энергоаудита и получения соответствующего сертификата энергоэффективности. И эти требования оправданны, ведь надо понимать, какой результат дадут вложенные в ремонты жилых домов миллионы бюджетных средств.
Как известно, в Украине создан Фонд энергоэффективности, его бюджет составляет 100 млн евро. Чтобы собственники многоквартирного дома могли воспользоваться средствами этого фонда, необходимо создать ОСМД. Первым 300 ОСМД Фонд компенсирует 70% затрат на энергосберегающие мероприятия.
К сожалению, зачастую люди не имеют представления о том, какие же возможности для привлечения средств дает им создание ОСМД. Поэтому есть необходимость в проведении среди населения качественного «ликбеза» на эту тему. На это направлен проект ЕС/ПРООН «Объединение совладельцев домов для внедрения устойчивых энергоэффективных решений» (HOUSES), который реализовывался в Украине в течение 2019—2020 гг. Как национальный эксперт, я участвовала в этом проекте и проводила разъяснительную работу среди жителей Харькова и области, а также помогала в создании новых ОСМД. Я встречалась с руководителями местных властей, информировала их о новациях в законодательстве ЖКХ, разъясняла, для чего нужно создавать ОСМД, и мы совместно проводили тренинги с собственниками многоквартирных домов. За полгода было проведено 160 тренингов в 32 населенных пунктах региона.
— Есть ли у людей интерес к этой теме?
— Безусловно, есть. В пгт Боровая, например, на моей лекции было 180 человек! Люди спрашивали: «Где же вы были с 2016 года? Почему нам никто не рассказывал эту информацию?» Действительно, местные власти не занимались информированием населения о тех возможностях, которые дает ОСМД. И, к сожалению, до сих пор совладельцы многих домов, давно приватизировавшие свои квартиры, занимают выжидательную позицию: дескать, пусть нам сначала отремонтируют наши дома, а потом мы создадим ОСМД.
Проблемой также является отсутствие документации на многоквартирные дома, отсутствие программ поддержки ОСМД в поселковых советах. Задавая жителям вопрос: «Кому принадлежат ваши дома?», я часто слышала ответ: «Горсовету, государству». Люди до сих пор не поняли, что, став собственниками своих квартир, они стали совладельцами всего дома.
С другой стороны, много проблем и ошибок возникает при регистрации ОСМД. Налоговая служба допускает нарушения при предоставлении ОСМД статуса неприбыльных организаций. Есть сложности с доступами к Реестру имущественных прав для получения информации о совладельцах, к информации горБТИ о регистрации имущественных прав на квартиры до 2012 года.
Вдобавок могу отметить очень низкую квалификацию председателей уже созданных ОСМД: зачастую люди почти ничего не знают о возможностях объединений совладельцев, которые они возглавили. Да и чиновники нередко воспринимают ОСМД в штыки. Депутаты одного из поселковых советов после моего выступления о новациях в законодательстве ЖКХ сказали: «Всё, что вы рассказываете, это — махновщина». На что я ответила: «А я считаю, что все собственники ваших 100 многоквартирных домов находятся в условиях крепостного права, не имея даже права голоса!»
Чтобы сломать эти устаревшие стереотипы, когда люди в принадлежащих им домах вынуждены жить по навязанным правилам, необходимо проводить широкую просветительскую работу по всей области. Та часть проекта HOUSES, в которой я участвовала, является лишь вершиной айсберга.
Квартиры приватизировали, а дома с баланса не списали
— Каковы же результаты вашего «информационного похода» по области?
— За полгода мои тренинги посетили более 1200 человек, людьми было создано 52 ОСМД.
По сути, в последнее время на Харьковщине никто не прилагает усилий к созданию объединений совладельцев. Неудивительно, что наша область занимает одно из последних мест в Украине по созданию ОСМД. Для сравнения — в Тернопольской и Херсонской областях 40% многоквартирных домов уже являются ОСМД. В Днепре за последний год было создано 90 объединений. А у нас по всей Харьковской области — те самые пять десятков, о которых я уже сказала. В общей сложности в нашей области 15556 домов и всего 1631 ОСМД.
— А каковы тенденции в статистике ОСМД за последние десятилетия? Ведь был всплеск их создания…
— Всплески по созданию ОСМД происходят в Украине периодически. Первый был в 1995—2000 годах, тогда в Харькове несколько домов перешли в ОСМД самостоятельно, а в основном переходили из ЖСК.
Потом был принят закон «Про ОСББ», и понемногу объединения собственников начали создаваться в домах-новостроях.
В 2008—2014 годах была задумана 70-процентная «ОСМДизация»: из министерства в регионы спускался план — сколько необходимо создать ОСМД. В Харькове даже как-то в течение одного месяца создали 30 ОСМД, которые, правда, все потом ликвидировались. Случались такие курьезы, когда люди даже не знали, что они являются руководителями ОСМД!
А реальный процесс пошел после принятия в 2015 г. закона «Про особливості здійснення права власності у багатоквартирному будинку». В 2016-м в Харькове и области было создано 300 ОСМД — даже при противодействии местных властей. Правда, позже 20 объединений ликвидировались, но все равно это был существенный шаг вперед.
Сейчас в Харькове на базе «Жилкомсервиса» ни одно ОСМД не создается. Люди боятся и не решаются на это. Но надо понимать, что Харьков хотя и богатый город, но не в состоянии будет отремонтировать все крыши, утеплить все дома и т. д. Все равно необходима будет помощь извне. И источник для такой помощи в стране есть, это Фонд энергоэффективности. Но, как я уже говорила, пользоваться его средствами могут только ОСМД. С 1 мая 2020 года, с вступлением в силу в полном объеме закона «Про житлово-комунальні послуги», город уже не сможет по старым схемам финансировать многоквартирные дома из местного бюджета.
— Почему?
— Потому что они не являются коммунальной собственностью. Напомню, что еще в 1992 году был принят закон «Про приватизацію державного житлового фонду». Согласно этому закону, каждую квартиру после ее приватизации списывали с баланса прежнего собственника. А вот механизма списания с баланса общей совместной собственности (т. е. лестниц, подвалов, чердаков и конструкций всего дома в целом) долгое время не было — пока в 2015 году не приняли закон №417 «Про особливості здійснення права власності у багатоквартирному будинку». Этот закон четко определил, что является общей совместной собственностью, и дал, в свою очередь, возможность выйти постановлению Кабмина от 20.04.2016 №301 «Про затвердження Порядку списання з балансу багатоквартирних будинків». В этом постановлении дается «инструмент» списания того, что не принадлежит сейчас ни городу, ни области, ни государству.
К тому же есть еще один закон — «О бухгалтерии и бухгалтерском учете», где четко прописана автономность содержания собственности. Согласно упомянутому постановлению и этому закону, все многоквартирные дома необходимо списать с баланса города — балансодержание сейчас отменено, его нет. И любимая местными властями формулировка «дома коммунальной формы собственности» давным-давно не действует, это вопиющее нарушение законодательства. Многоквартирные дома должны быть списаны с баланса города, а их жителям необходимо определиться с формой управления, как того требует закон «Про житлово-комунальні послуги».
— Бытует мнение, что если в доме будет управитель, то все проблемы с ремонтами и т. п. будут решены и без создания ОСМД.
— Управитель только управляет многоквартирным домом, иначе говоря, занимается его текущим содержанием. Это, безусловно, очень важно. Но если необходимо, например, отремонтировать крышу, то управитель может найти проектанта и подрядчика, однако об оплате их труда придется позаботиться самим жителям. Если они готовы накопить необходимую для ремонта сумму, то, действительно, могут обойтись и без ОСМД. Если же они рассчитывают на помощь извне, то без создания ОСМД не обойтись: как я уже говорила, Фонд энергоэффективности сотрудничает только с организованными собственниками.
Татьяна Буряковская.